Татьяна Ларина у окна
Роман в стихах "Евгений Онегин" является центральным произведением в творчестве Александра Пушкина.

В этой статье представлен анализ романа "Евгений Онегин" Пушкина: суть, смысл и идея произведения.

Смотрите: Все материалы по роману "Евгений Онегин"





Анализ романа "Евгений Онегин" А. С. Пушкина


(из книги Г. Макогоненко "Роман Пушкина «Евгений Онегин»", 1963 г.)

"Героем романа Пушкина стал обыкновенный человек, а не исключительная личность. Читатель узнавал в нем характер современного ему русского молодого человека, представленного в сфере будничной частной жизни.

Пушкин готовился описывать нравственную жизнь того класса, к которому принадлежал сам. И не потому, что он эту жизнь знал лучше, но потому, что в этом классе появились исполненные благородства люди, потому что их общественные идеалы были лишены своекорыстия, потому что они, обладая всеми благами, чувствовали чувствовали неудовлетворенность уготовленным им образом жизни. <...>

Но Пушкин задумал не просто изобразить «внутреннюю жизнь» лучших людей высшего сословия, но их внутреннюю жизнь в определенный исторический момент, когда вызревала русская революция, когда против рабства и деспотического русского самодержавия готовились выступить дворянские революционеры. Такой роман о современности, оказывавшийся и историческим, приобретал огромное общественное значение. В этом прежде всего и должна была состоять его народность. <...>

Свет заставил жить Татьяну по своим законам, научил ее «владеть собой», смирять искренние и непосредственные движения сердца. Но такая богатая натура, как Татьяна, не могла перестать быть собой... Да, только по наружности. Она могла быть веселой, держаться со спокойным достоинством княгини, «в то время как сердце разрывается от судорог». Жизнь Татьяны в свете, потому что не могла она поклониться «идолу суеты», и была жизнью, исполненной горечи и нравственных страданий. <...>

Пушкин подчеркивает, что Татьяна резко выделяется в свете... <...> В омуте «света» нельзя жить и оставаться самим собою. Вот почему встреча с Онегиным «ей душу не смутила», «удивленная и пораженная», она даже «не содрогнулась», она научилась «властвовать собой».

Таков действительно трудный и горький путь жизни Татьяны. В конце романа Онегина встречает новая Татьяна: и нравственно чистая, глубокая, самоотверженная Таня, истинно русская, уже зрелая женщина, и княгиня, принужденная скрывать искренние чувства, говорить не то, что требует сердце, но то, что велит светский этикет. Онегин разглядел во внеш­ не холодной княгине и прежнюю и новую, зрелую, духовно богатую Татьяну, увидел в ней настоящего человека, и душа его, томившаяся в одиночестве, устремилась к ней.

Путешествие по России, одесская встреча с Пушкиным, и многое, многое другое способствовали нравственному возрождению Онегина. <...>

Особую роль в нравственном возрождении Онегина... сыграло путешествие по России. <...> В восьмой главе Пушкиным дан уже новый, изменившийся, прошедший через горнило испытаний Онегин. Высвободившийся из-под влияния «омута света», его нравственных законов, Онегин почувствовал человеческую потребность в любви. И как письмо Татьяны, письмо Онегина есть прежде всего поступок, действие, высший момент жизни героя, когда с наибольшей полнотой раскрылись все силы его души. Но письмо Онегина глубже, трагичнее, чувства, выраженные в нем, зрелее. Оно выстрадано человеком, прошедшим через действительные испытания.

Преображенный Онегин начинал понимать и ощущать связи человека с обществом, историей и народом. Тогда и обнаружилось, что любовь «не наука страсти нежной», а действительное богатство жизни.

Как всегда, Пушкин лаконичен, но бесконечно емко и содержательно его слово: Онегин «как дитя, влюблен» в Татьяну. «Как дитя» — со всей непосредственностью, со всей чистотой и верой в другого человека.

Любовь Онегина к Татьяне — так, как она раскрыта в письме, — это жажда другого человека. Такая любовь не могла отделять человека от мира — она прочно связывала с ним, открывала путь к деятельной и прекрасной жизни. Оттого так потрясают мольбы и целомудренные заклинания онегинского письма, открывшие громадность и красоту онегинского чувства.

А как Татьяна воспринимает его? Что вызвало оно в ее душе? Отнесемся внимательно к каждому пушкинскому слову последней, заключительной сцены романа. Онегин входит и застает плачущую Татьяну за чтением своего письма... <...>

Ныне в плачущей княгине он узнает прежнюю Таню. Это вступление к «отповеди» не случайно. Пушкин напоминает читателю, что сегодняшняя Татьяна, Татьяна, которая получила письмо Онегина, — это и «княгиня», и «прежняя Таня». Княгиня, с новым опытом, в котором главное — утрата доверия к людям, и прежняя Таня — искренняя, не умеющая скрывать свои чувства, быть равнодушной.

Только после такого вступления о двух Татьянах, после того как «проходит долгое молчанье», Татьяна, наконец справившись с волнением, заговорила... <...>

...Татьяна несправедливо упрекает Онегина в «мелком чувстве». Ее упреки объясняются тем, что она не поняла Онегина, не поверила его признаниям. Но сказать «не поняла» — мало. Естественно возникает вопрос: почему не поняла? В этом необходимо разобраться.

Нельзя забывать о том, что последнему объяснению Онегина с Татьяной предшествовало объяснение в деревне. Когда Онегин получил письмо Татьяны, он тоже его не понял. Занятый собой, он оказался глухим к голосу сердца, исполненному огромной любви. Таков первый опыт читателя, который подготавливал его ко второй встрече главных героев, после того как Онегин написал письмо Татьяне. Ответом была ее отповедь. Симметричность композиции тут не случайна — она призвана помочь читателю разобраться в драме двух героев романа.

В сцене свидания в саду Лариных читателя поражает нечуткость Онегина, его удивительная глухота к глубокому чувству Татьяны... <...>

В Петербурге роли переменились. Онегин не только признается в любви: он раскрывает перед ней свою душу, именно раскрывает, а не рисуется, не кокетничает, не обольщает. <...> Теперь, оказавшись наконец способным увидеть в Татьяне настоящего, необходимого ему человека, Онегин испытывает нужду довериться любимой, рассказать ей о самом сокровенном, что произошло с ним за последние годы... <...>



Последнее свидание Татьяны с Онегиным — одно из замечательных поэтических достижений Пушкина. Сдержанно, но проникновенно и психологически точно раскрыл он душевную драму Татьяны, всю сложность ее душевной жизни. Сцена построена драматически: в объяснении происходит внезапный резкий перелом. Княгиню, упрекающую Онегина, вдруг сменила плачущая Таня...

О, эти слезы горюющей, несчастной женщины! В ее словах уже нет оскорбительной подозрительности, каждое слово, дыша искренностью, передает сердечную обиду за любимого человека, вздумавшего играть модную в свете роль соблазнителя: «Как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом?». <...>

Ее откровенность достигает предела, когда она — княгиня, замужняя женщина, светская дама — признается Онегину: «Я вас люблю (к чему лукавить?)».

В этом признании — Татьяна, с ее жаждой правды в человеческих отношениях, душевной смелостью и готовностью бросить вызов всем условностям, всем утеснительным правилам, способным только унижать и губить личность.

Но именно это столкновение предельной открытости Татьяны с равной ей искренностью Онегина и передает весь трагизм судьбы обоих героев. Стоят они рядом, разделенные страшной, непроходимой пропастью. <...> Почему же не верит Татьяна Онегину?

Причина в среде, окружающей Татьяну, в тех жестоких уроках, которые преподала ей жизнь. <...>  Жизнь на мгновенье оказалась щедрой к ней и дала возможность поверить в них, — встретив Онегина, она полюбила его, полюбила на всю жизнь. Дальнейший опыт был горьким и суровым. <...>

Татьяна оказалась вынужденной выйти замуж за другого. Сделав так, она смирила себя, принудила сердце жить по нормам, которые были ей чужды.

Насилие над своей личностью, необходимость совершать поступки, противные ее чувствам, — все это не могло не нанести удара по юношеским верованиям Татьяны. Так постепенно общество отнимало у нее то, с чем она вступала в жизнь — веру в человека. <...>

Быть верной и добродетельной — это была действительная потребность души Татьяны. Верилось только, что друг будет избран по сердцу. Но и это не сбылось. <...> И она не была виновата, что утратила веру в людей, способность поверить даже любимому.

Объяснение заканчивается мольбой Татьяны: «Я вас прошу, меня оставить; я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь». Эти слова свидетельствуют о воле, решимости и силе женщины, способной на подвиг. <...>

Это подчинение всех своих действий чувству долга, неспособность к обману, к сделкам со своей совестью — все это составляет основное свойство характера Татьяны, которое делает ее душевный облик таким привлекательным. Может быть, она не всегда правильно понимает свой нравственный долг, может быть, в даном случае, решая свою судьбу и судьбу Онегина, она и ошиблась, — но она-то сама видела в этом свой долг и, следовательно, так только и могла поступить». <...>

Своим решением Татьяна определила и судьбу Онегина. Всем сердцем она чувствовала возможность и иного исхода: «А счастье было так возможно, так близко». Счастье с ним, с Онегиным, а не с генералом...

Тема гибели счастья и враждебности мира человеку будет проходить и через все дальнейшее
творчество Пушкина — и в «Повестях Белкина», и «Дубровском», маленьких трагедиях, и в «Медном всаднике».

Проблема счастья — одновременно и этическая и политическая. Целью политики, утверждали просветители, должно быть счастье людей. Эта истина была близка и дорога Пушкину.

Роман, рассказывавший о встрече двух хороших людей, живших во враждебном им обществе, о погубленной любви, становился романом общественным, который исторически-конкретно воспроизводя и исследуя современность, выносил приговор бесчеловечной и жестокой действительности." 

(из книги Г. Макогоненко "Роман Пушкина «Евгений Онегин»", "Массовая историко-литературная библиотека", 1963 г.)

Это был анализ романа "Евгений Онегин" Пушкина: суть, смысл и идея произведения, анализ персонажей и т.д.