Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Описание картины "Боярыня Морозова" Сурикова: анализ, материалы для сочинения

opisanie-kartiny-bojarynja-morozova-surikova
Картина "Боярыня Морозова".
Художник В. И. Суриков 
"Боярыня Морозова" является одной из самых известных картин выдающегося русского художника В. И. Сурикова.

В этой статье представлено описание картины "Боярыня Морозова" Сурикова: анализ произведения, материалы для сочинения.

Смотрите: Описание других картин







Описание картины "Боярыня Морозова" Сурикова


Картина была написана в 1887 году. Картина "Боярыня Морозова" выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 304 х 587,5 см.


Сюжет картины "Боярыня Морозова"

Картина "Боярыня Морозова" посвящена церковному расколу XVII века.

Главная героиня картины - боярыня Феодосия Прокопиевна  орозова (1632–1675). Морозова была раскольницей и придерживалась старых церковных обрядов. Православная церковь в то время начала активную борьбу с раскольниками, такими как Морозова.

В 1671 г. боярыня Морозова была арестована и в 1673 г. отправлена в Пафнутьев-Боровский монастырь. В монастыре ее уморили голодом. На картине изображен эпизод, когда арестованную боярыню Морозову везут к месту заточения.


Описание картины "Боярыня Морозова" из книги "Русское изобразительное искусство":

"Свое высшее проявление в творчестве Сурикова идея активной роли народа в судьбах родины нашла в картине «Боярыня Морозова» (1887).

Историческим содержанием произведения послужила церковная реформа, проведенная при Алексее Михайловиче. <...>

Факты свидетельствуют, что раскольничество захватило лишь отдельных представителей боярства. Ф. П. Морозова, несмотря на то что она приходилась родственницей Алексею Михайловичу, считалась фанатичной поборницей древнего «благочестия». Суриков изображает момент, когда раскольницу, закованную в цепи, везут на дровнях по московским улицам на допрос и пытку. Она знает, что идет на муки и гибель, но, вскинув к небу правую руку с тонкими пальцами, сложенными в двуперстие (знамение старообрядчества), призывает народ твердо стоять за старую веру.

Голубое сияние зимнего дня благодаря «отступающим» свойствам холодных тонов резко выдвигает на зрителя темное пятно строгих черных одежд Морозовой. Вскинутая вверх рука героини при общем композиционном диагональном положении фигуры становится похожей на взметнувшийся язык черного пламени.

Суриков тонко передает различные оттенки сострадания, горячего сочувствия и, наконец, активной поддержки, которые вызывает у народа судьба Морозовой. Она черпает энергию и волю в сочувствии тех, кто провожает ее в трагический путь. В этом причина стойкости раскольницы.

Среди персонажей картины особое место занимает юродивый. Нищие и юродивые не раз встречались в полотнах предшествующего периода. Рассказ о человеке, существующем лишь за счет подаяния, вызывал наиболее острую жалость к обездоленному люду. <...>

Юродивый у Сурикова, сидящий на снегу... оборван, бос и, конечно, голоден. Железные цепи и вериги растерли ему шею и плечи. Но он этого не замечает настолько в нем все устремлено к Морозовой. Его поднятая в благословляющем жесте рука выражает страстное желание ободрить раскольницу, сделать несокрушимым ее мужество.

Итак, юродивый Сурикова требует от зрителей сострадания не к себе, а к знатной боярыне. Он напутствует ее, видя в ней личность, жертвующую собой во имя близкой и для него идеи.

Это изменение акцентов в показе страдающего народа привело художника и к поискам новой изобразительной формы. Предпринятая Суриковым накануне начала работы над «Боярыней Морозовой» большая восьмимесячная творческая поездка за границу (в Германию, Францию, Италию и Австрию) сказалась на повышении его живописного мастерства.

Он широко использовал те колористические возможности, которые перед ним открывала заснеженная московская улица XVII столетия, избранная в качестве места изображаемого события. Отсветы от снежного покрова, падающие искрами на толпу, сообщают даже самым жалким «бесцветным» лохмотьям необычайную живописность. Красочная нарядность древнерусского женского костюма дополнительно помогла добиться особой мажорности общего цветового звучания.

Жизнеутверждение, пронизавшее цветовую гамму полотна, находится в полном соответствии с новыми взглядами на народ, выраженными в творчестве Сурикова.

Активнейшая участница освободительного движения восьмидесятых годов В. Н. Фигнер, получив в архангельской ссылке журнальную репродукцию с картины Сурикова, писала:
"Гравюра говорит живыми чертами: говорит о борьбе за убеждения, о гонении и гибели стойких, верных себе. Она воскрешает страницу жизни... 3 апреля 1881 года... Колесница цареубийц...Софья Перовская". 
В обстановке полицейского террора, воцарившегося вслед за казнью Александра II, совершенной по приговору тайной народнической организации, «Боярыня Морозова» приобретала непосредственно злободневное значение. Наконец, сам выбор женщины в качестве главного персонажа художественного повествования о героической борьбе также являлся знамением времени."

(Пикулев И.И "Русское изобразительное искусство", 1977 г.)








Описание картины на сайте Третьяковской Галереи:

"Изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. В центре сама Морозова, вскинувшая руку, благословляя старообрядческим двуперстием толпу. Черное пятно ее одежды звучит трагической доминантой картины. Толпа разделилась: слева – глумящиеся над боярыней, справа – сочувствующие. Рядом с Морозовой – ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине – странник, в лице которого читаются автопортретные черты художника. Фигура странника написана под иконой Богоматери "Умиление". О Сурикове говорили, что в картине он воссоздавал "подлинную старину, словно был ее современником, ее очевидцем"

(сайт Третьяковской Галереи, статья о картине "Боярыня Морозова")

Это было описание картины "Боярыня Морозова" Сурикова: анализ произведения, материалы для сочинения.

Смотрите: Описание других картин

Комментариев нет: