Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Литературное направление рассказа "Старуха Изергиль" Горького

literaturnoe-napravlenie-staruha-izergil-gorkij
Данко.
Художник Б. Дехтерев
Рассказ "Старуха Изергиль" является одним из самых известных произведений Максима Горького.

В этой статье представлен анализ литературного направления рассказа "Старуха Изергиль" Горького.

Смотрите: Все материалы по рассказу "Старуха Изергиль"







Литературное направление рассказа "Старуха Изергиль" Горького


Л. Е. Оболенский о литературном направлении рассказа "Старуха Изергиль":

"Обыкновенно к романтическому творчеству Горького относят и его рассказ "Старуха Изергиль", написанный уже в 1895 г. Но, по моему мнению, этот чудный рассказ не имеет ничего общего с романтизмом

В нем скорее чувствуется веяние "символизма", но переходящего в могучую аллегорию, напоминающую лучшие произведения выдающихся западно-европейских поэтов. Да, уже окрепший к тому времени талант Горького сделал из этого рассказа нечто живое и исключительное. <...>

Какую нужно невнимательность к произведениям родного писателя, чтобы не заметить образа Данко, нарочно поставленного рядом с образом Ларры, чтобы этот последний сильнее оттенял героя любви, сжигающего для людей свое сердце вместо факела! <...>

Разве это романтизм?! Это просто упрек, брошенный современному человеку за его "мертворожденное сердце", брошенный тем современникам, которые "ни теплы ни холодны"...

Нет, назовите, как хотите, это настроение, но только не путайте его с романтизмом."

(Л. Е. Оболенский, "Максим Горький и причины его успеха: (Опыт параллели с А. Чеховым и Глебом Успенским)", 1903 г.)


"Лермонтовская энциклопедия" о рассказе "Старуха Изергиль":

"Людям первых лет Советской власти был близок революционный романтизм... Еще задолго до Октября романтизм молодого М. Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Хан и его сын», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Сказки об Италии» и др.) явился возрождением и своеобразным продолжением традиций автора «Демона» и «Мцыри» [то есть Лермонтова] — в новых исторических условиях и с новым революционно-оптимистическим содержанием."

(Голованова Т. П., статья "Сове́тская литерату́ра" в "Лермонтовской энциклопедии", 1981 г.)


"Молодому Горькому были близки вольнолюбивые мотивы Лермонтова, протест против угнетения и насилия, прославление героической личности, нашедшие отзвук в произведениях «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Человек», «Песня о Буревестнике»... и др. Традиции романтизма Лермонтова наполнялись в творчестве Горького жизнеутверждающим оптимизмом."

(Желтова Н. И., статья "Го́рький" в "Лермонтовской энциклопедии", 1981 г.)


"Литературная энциклопедия" о рассказе "Старуха Изергиль":

"До революции 1905 у передовых представителей пролетарской литературы (М. Горький) он [пейзаж] имел главным образом романтический характер, резко противопоставлял силу и мощь свободной природы подавленному и угнетенному человеку («Макар Чудра», «Рассказ старухи Изергиль»)..."

(Нечаева В., статья "Пейзаж" в "Литературной энциклопедии" в 11 томах, том 8, 1934 г.)


"М. Горький начал свою литературную деятельность под знаком активной, революционной романтики в начале 90-х гг...

Романтика Горького отразила начало революционного подъема, пафос поднимающегося пролетариата, его протеста против полицейского государства и капиталистического строя в стадии, когда русский пролетариат еще неясно, отвлеченно представлял себе свое положение в обществе, конкретные пути борьбы и желаемый строй будущего общества.

Революционная романтика раннего Горького воплощается в аллегорических, фантастических образах, в формах ритмизованного стихотворения в прозе песенного склада («Песня о соколе», 1895; «Песня о буревестнике» 1901), легенды, сказки («Макар Чудра», 1892, «Старуха Изергиль», 1895, «Хан и его сын», 1896 и др.), где исключительные люди совершают необыкновенные деяния, где фоном действия служит мощная, героизированная природа, вдохновляющая свободолюбивого человека. Романтические произведения Горького полны эмоциональности патетики, торжественной декламационности, яркой красочности, метафоричности."

(Храпченко М., Розенфельд Б. и др., статья "Русская литература" в "Литературной энциклопедии" в 11 томах, том 10, 1937 г.)


Это был анализ литературного направления рассказа "Старуха Изергиль" Горького.

Комментариев нет: