analiz-staruha-izergil-gorkij
Легенда о Данко.
Художник И. М. Тоидзе
"Старуха Изергиль" – один из самых известных рассказов выдающегося русского писателя М. Горького.

В этой статье представлен анализ рассказа "Старуха Изергиль" Максима Горького: мнение критиков о сюжете, смысле и идее произведения.











Анализ рассказа "Старуха Изергиль" Максима Горького


Ф. Д. Батюшков о рассказе "Старуха Изергиль": 

"...особую группу образуют несколько очерков легендарно-фантастического характера: "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" и "О Чиже, который лгал..."<...>

...Изергиль... в своей "последней игре" с одним шляхтичем... доходит до героизма в любви. Спасая из плена своего возлюбленного, под риском собственной жизни, Изергиль знает, что он не заслуживает ее привязанности, что он изменник ("лживая собака"), а все-таки готова пожертвовать собой для него, не ради чего-либо иного, как ради своего чувства к нему.

Не раз при чтении этого рассказа, если судить поведение Изергиль с моральной точки зрения, – напрашиваются упреки в безнравственности, но автор предупредил их указанной точкой зрения: Изергиль подчинилась принципу жизни; она живет именно так, как должны жить цыганки. И у нее... все выходит как-то очень просто, откровенно, словно иначе и не могло быть!"

(Батюшков Ф.Д., "Критические очерки и заметки. Ч.1., 1900 г.)


М. Неведомский о "Старухе Изергиль":

"В двух легендах "Старухи Изергиль", относящихся к 1895 году, настроение как бы колеблющееся... Холодно-жестокий "индивидуалист" Ларра, сын орла и женщины, отщепенец, презирающий свое племя, убивает девушку, побоявшуюся ответит на его любовь. За это ему платят общей ненавистью, а боги наказывают его бессмертием, и он скитается в виде ночной тени по степи. Таков герой одной легенды. 

В другой – смельчак Данко, разорвавший свою грудь и вырвав из нее сердце, засветившееся, подобно факелу, при свете его выводит свой народ из темного дремучего леса, полного гибельных болот... Данко умирает, совершив свой подвиг, люди на радостях забывают о нем, а один тушит ногой его продолжающее пылать сердце... Самоотверженному Данко рассказчица, несомненно, отдает преимущество перед индивидуалистом Ларрой...

Но сама эта древняя цыганка, прожившая долгую жизнь, полную самых пестрых приключений и романов, олицетворяет все ту же тягу к яркой и сильной жизни, все ту же "босяцкую" жажду свободы и босяцкий "нигилизм" по отношению к ходячей морали. <...> 

Побывав в доме терпимости, переходя от одного любовника к другому, участвуя и в кражах и в других аналогичных подвигах, Изергель не утрачивает живого ума и живого сердца... <...>

Эти невинные и бесхитростные с виду сказочки на самом деле содержат уже в себе, в виде зародышей... почти весь арсенал... тех нападок, которые впоследствии, как из рога изобилия, посыплются из произведений Горького. <...>

...излюбленные пейзажи Горького говорят все о том же – об его вечном устремлении к яркости, силе и пышности жизни."

(М. Неведомский, "История русской литературы XIX в.", Т. 5, под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского, 1910 г.)









Н. К. Михайловский о рассказе "Старуха Изергиль":

"...легкую и веселую жизнь ведут... некоторые героини г. Горького. Старуха Изергиль рассказывает, "как она любила". Ей было пятнадцать лет, когда она сошлась с каким-то черноусым "рыбаком из Прута", но он ей скоро надоел и она ушла с рыжим бродягой гуцулом; гуцула повесили (за что Изергиль сожгла хутор доносчика); она полюбила не молодого уже турка и жила у него в гареме, из которого убежала с сыном турка; затем следовали поляки, венгерец, опять поляк, еще поляк, молдаванин... <...>

...старуха Изергиль рассказывает про Данка. Герои этих рассказов – существа фантастические или полуфантастические ...вольнолюбивы и жадны жить... <...>

Данко совершает подвиг самопожертвования, причем оказывается одиноким сначала впереди смущенной толпы, потом – одиноким перед разъяренной толпой, потом опять одиноким впереди толпы обнадеженной, спасенной и неблагодарной. 

Ларра (это имя, по объяснению старухи Изергиль, значит "отверженный, выкинутый вон") тоже одинок в толпе соплеменников, но он не совершает подвига самопожертвования. Напротив... <...> Он сразу встал в дурные отношения к старейшинам племени, отказавшись им повиноваться и объявив, что "таких, как он, нет больше". <...>

...Данко, Ларра... <...> Мы видим в них ... "жадность жить"... стремление к ничем не ограниченной свободе... фатальное одиночество и отверженность, причем не легко установить, – отверженные они или отвергнувшие... высокую самооценку и делание первенствовать, покорять...тяготение к чем-нибудь чрезвычайному, пусть даже невозможному, за чем должна последовать гибель... жажду наслаждения, соединенную с готовность как причинить страдание, так и принять его... неуловимость границы между наслаждением и страданием. <...>
...подвиг самопожертвования предоставлен Данку, а злодейские подвиги – Ларре; но, несмотря на эту разницу, и тот и другой являются нам в некотором ореоле гордой силы и красоты. <...>

...Ларре одиночество досталось в виде страшной кары... С другой стороны, Ларра далеко не сразу почувствовал боль и скорбь одиночества: он наслаждался им... и вернулся он к людям, потому, что его потянуло к страданию. <...>

Пусть Данко руководился жаждою первенства и власти, когда шел впереди своих людей из лесу, освещая им путь своим горящим сердцем, – но он вместе с тем сострадал этим людям, переживал их жизнь; следовательно, в его душе звенела, по крайней мере, одна лишняя струна по сравнению с Ларрой, который оказался неспособным переживать чужую жизнь и только дала "быть первым"."

(Н. К. Михайловский, "Русское богатство", 1898, №10)

Это был анализ рассказа "Старуха Изергиль" Максима Горького: мнение критиков о смысле, сюжете и идее произведения.