analiz-legenda-o-larre-staruha-izergil
Максим Горький.
Художник М. В. Нестеров
"Легенда о Ларре" является одним из центральных эпизодов рассказа "Старуха Изергиль". 

В этой статье представлен анализ легенды о Ларре из рассказа "Старуха Изергиль" Горького: взгляд критиков на роль и значение легенды в произведении и т.д.







Анализ легенды о Ларре из рассказа "Старуха Изергиль" Горького


Р. В. Иванов-Разумник:

"Герои первых рассказов Горького – все эти Зобары, Радды, Ларры, Данко – крайние индивидуалисты, настолько крайние, что крайний индивидуализм их переходит в свою противоположность. Представители красоты, силы и свободы в человеке, они кончают тем, что пытаются захватить эту силу и свободу в свое единичное пользование, а семи остальным людям предоставить роль рабов, смиренно подставляющих шею под ярмо. ...такой эгоизм есть в сущности анти-индивидуализм, хотя и пытается разукрасить себя звонкими погремушками ультра-индивидуализма. <...>

...Горький резко осуждает тот крайний индивидуализм, который сводится в конце концов в обожествлению только своего "я": ...Ларра гибнет сам от себя, гибнет от своей свободы и силы... Здесь Горький в своем индивидуализме соприкасается (хотя и поверхностно) с основным мотивом индивидуализма Достоевского... <...>

В "Старухе Изергиль" (1895 г.) Горький уже осуждает чрезмерность силы эгоистического одиночества, воплощая эту силу в сверхчеловека Ларру, который гибнет от ужаса одиночества... В избытке силы Ларры – его слабость. Впрочем, Ларра – тип исключительный; вообще же, всякая сила, утверждающая свое "я", глубоко симпатична Горькому этого периода."

(Р. В. Иванов-Разумник, "История русской общественной мысли. Девяностые годы", 1918 г.)





Н. К. Михайловский:

"Ларра (это имя, по объяснению старухи Изергиль, значит "отверженный, выкинутый вон")... одинок в толпе соплеменников, но он не совершает подвига самопожертвования. Напротив... Ларра – сын орла и похищенной им женщины. Орел умер, его невольная жена вернулась к своему племени с 20-летним сыном, сильным, гордым и смелым красавцем, опять-таки в роде Зобара или Данка. Он сразу встал в дурные отношения к старейшинам племени, отказавшись им повиноваться и объявив, что "таких, как он, нет больше". <...>

...Данко, Ларра... <...> Мы видим в них ... "жадность жить"... стремление к ничем не ограниченной свободе... фатальное одиночество и отверженность, причем не легко установить, – отверженные они или отвергнувшие... высокую самооценку и делание первенствовать, покорять... тяготение к чем-нибудь чрезвычайному, пусть даже невозможному, за чем должна последовать гибель... жажду наслаждения, соединенную с готовность как причинить страдание, так и принять его... неуловимость границы между наслаждением и страданием. <...>

...подвиг самопожертвования предоставлен Данку, а злодейские подвиги – Ларре; но, несмотря на эту разницу, и тот и другой являются нам в некотором ореоле гордой силы и красоты. <...>

...Ларре одиночество досталось в виде страшной кары... С другой стороны, Ларра далеко не сразу почувствовал боль и скорбь одиночества: он наслаждался им... и вернулся он к людям, потому, что его потянуло к страданию. <...>

Пусть Данко руководился жаждою первенства и власти, когда шел впереди своих людей из лесу, освещая им путь своим горящим сердцем, – но он вместе с тем сострадал этим людям, переживал их жизнь; следовательно, в его душе звенела, по крайней мере, одна лишняя струна по сравнению с Ларрой, который оказался неспособным переживать чужую жизнь и только дала "быть первым". <...>

(Н. К. Михайловский, "О г. Максиме Горьком и его героях", 1898 г.)


Это был анализ легенды о Ларре из рассказа "Старуха Изергиль" Горького: мнение критиков о роли и значении легенды в произведении и т.д.