zhanr-pesa-groza-ostrovskij
Кабаниха и Тихон.
Художник С. В. Герасимов
Пьеса "Гроза" является одним из самых известных произведений выдающегося русского драматурга А. Н. Островского.

В этой статье представлены отрывки из критических статей о жанре пьесы "Гроза" Островского, мнение критиков об идее, сути и смысле произведения.

Смотрите: Все материалы по пьесе "Гроза"



Жанр пьесы "Гроза" Островского и ее идея


А. Н. Островский о своей пьесе:

"А "Гроза" и "Грех да беда" отчего не имеют успеха? Моя ли вина, что серьезные пьесы стали не по силам актерам и публика стала от них отвыкать?"
(А. Н. Островский, "Статьи о театре. Записки. Речи", 1886 г.)


А. С. Гиероглифов:

"«Гроза» – народная драма в самом точном и широком значении слова. Всё в ней взято из чисто русской действительной жизни, не гражданской, а народной, и не какие-нибудь случайные явления, а характерные, крупные черты или даже основные принципы ее; в лице Катерины мы видим светлый луч на темном небе... ; но положения драмы сообщают этой личности чисто народное значение.

Гений поэта ... создал типы, исполненные великой правды и высшей художественности. Общая идея произведения – влияние на природу человека тех духовных элементов, которыми живет старуха Кабанова и другие подобные личности, и столкновение с этими элементами других, свежих начал жизни. Идея выполнена полно, ясно, энергично и без малейшего пожертвования изящностью произведения.

Народность чувствуется в каждом слове, каждой сцене, в каждой личности драмы. Нестройная жизнь, бездна оттенков, колоритность в сценах и в языке драмы свободно и широко вылились у поэта в формах, совершенно согласных с сущностью; эпизоды, комический элемент, – все является художественно слитым в одно целое. Весь драматизм и общее охватывающее впечатление достигнуты необыкновенной простотой; но каждый момент пьесы наводит ум зрителя на высокие жизненные вопросы..."

(А. С. Гиероглифов, "Новая драма Островского «Гроза»", 1859 г.)




М. И. Дараган:

"...основная идея пьесы есть та идея, которой проникнуты все произведения г. Островского: ненависть к самодурству, горький протест свободного духа против отсутствия в нас уважения к собственному достоинству, к своей личности, негодование к рабству нашего духа, к закоснелости нашего невежества. <...>

...должно согласиться, что это не драматическая сатира, а чистая драма, что автор имел в виду не дидактическую цель, а художественную идею, которую выполнил превосходно. ...мы однако же чрезвычайно желали бы, чтобы автор не прибегал в дальнейших своих произведениях к мелодраматическим эффектам, которые всегда ослабляют содержание, внутренний смысл сцены."

(М. И. Дараган, "«Гроза» (Драма г-на Островского)", 1959 г.)


А. Цейтлин:

"...драма на купеческие и мещанские темы с трагическим или драматическим концом; сюда входят такие произведения, как ... «Гроза» и «Бесприданница». Каждый из ... жанров имеет у Островского свою собственную сферу применения: сцены и картины изображают преимущественно каждодневные, будничные процессы изображаемой им действительности; формой драмы он пользуется в тех случаях, когда происходящие в этой среде конфликты достигают наибольшей остроты..."

(А. Цейтлин, статья "Островский", "Литературная энциклопедия" в 11 томах, т. 8, 1934 г.)


С. С. Дудышкин:

"Минувший 1859 год был счастлив на зрелые литературные произведения... . К таким счастливым произведениям принадлежат и две драмы из русской жизни... [прим.: вторая драма – "Горькая судьбина" А. Ф. Писемского]

...и в той и в другой авторы глубоко заглянули в русскую жизнь... <...>

Жена Кабанова – главное действующее лицо драмы – молодая женщина, взятая из бедного семейства и подведенная под материнское начало семейной жизни и все ее последствия... <...>

Нет поучения... , не доказывается истин новых; но в нем все ново. Нова смелость постановки окружающих лиц; нова обрисовка города; нова драма, вышедшая из крепко поставленных главных основ жизни.

В этой страсти, в этой драме, разыгравшейся в душе молодой, неопытной и слепо верившей преданиям женщины – все красота, все правда. На самой бесплодной, казалось бы, для поэзии почве выросла самая прекрасная сторона души человеческой; мизернейший из мизерных городков русских, в котором мы с вами не искали ничего, кроме плохих баранок и загнанных почтовых лошадей, нашли мы городок полным жизни и страсти..."

(С. С. Дудышкин: "Две новые народные драмы. "Гроза". Драма г. Островского", 1860 г.)


А. Д. Галахов:

"В новой своей пьесе «Гроза» г. Островский... не покинул выбранной им специальности – поэтического представления купеческого быта...  <...>

В пьесе г. Островского, носящей имя "Грозы", действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех. <...>

Мир, изображенный г. Островским, – тяжелый мир, и впечатление, производимое его драмой, совершенно соответствует характеру того, что в нем совершается."

(А. Д. Галахов, "Мнение о драме г. Островского «Гроза», 1860 г.)


И. А. Гончаров:

"...могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам. <...>

В той же драматической драме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среди народной жизни ...

Язык действующих лиц, как в этой драме, так и во всех произведениях г. Островского, давно всеми оценены по достоинству...

... по моему мнению, драма г. Островского... в ней исчерпан и разработан богатый источник русского современного народного быта."

(И. А. Гончаров, "Гроза")


Это были отрывки из критических статей о жанре пьесы "Гроза" Островского, мнение критиков об идее, сути и смысле произведения.