zhanr-nedorosl-fonvizin
Пьеса "Недоросль" Фонвизина представляет собой вершину творчества Фонвизина и выдающее произведение русской классики XVIII века.

В этой статьей представлены материалы о жанре пьесы "Недоросль" Фонвизина, анализ особенностей и жанрового своеобразия произведения.






Жанр пьесы "Недоросль" Фонвизина


Д. Д. Благой о жанре пьесы "Недоросль":

"Воспитание, вернее - отсутствие сколько-нибудь нормального воспитания Митрофанушки, составляет тему ... окончательной редакции "Недоросля". Это подчеркивается самым названием пьесы. <...> Пьеса о воспитании вырастает в пьесу о помещичьем, крепостническом злонравии, в первую у нас социальную комедию-сатиру. <...>

Самый смех комедии "Недоросль" - уже не ... колючая и веселая насмешливость умного человека... <...>

Небывалая у нас дотоле художественная прозорливость, "потрясающая очевидность", с какой предстает в "Недоросле" крепостническая действительность, и делают эту комедию Фонвизина первым по времени реалистическим произведением нашей драматургии.
(Д. Д. Благой, статья "Д. И. Фонвизин")


П. А. Вяземский о жанре пьесы "Недоросль":

"В комедии «Недоросль» автор имел уже цель важнейшую: гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребления домашней власти выставлены им рукою смелою и раскрашены красками самыми ненавистными. <...> ... в «Недоросле» он уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады...

...в содержании комедии «Недоросль» и в лице Простаковой скрываются все пружины, все лютые страсти, нужные для соображений трагических; разумеется, что трагедия будет не по греческой или по французской классической выкройке, но не менее того развязка может быть трагическая. Как Тартюф Мольера стоит на меже трагедии и комедии, так и Простакова. <...>

Автор в начертании картины дал лицам смешное направление; но смешное, хотя у него и на первом плане, не мешает разглядеть гнусное, ненавистное в перспективе.

< ...> Между тем и комическая сторона «Недоросля» не менее удачна. В сей драме замечен один недостаток... : недостаток изобретения и неподвижность события. Из сорока явлений ... едва ли найдется во всей драме треть ..., входящих в состав самого действия и развивающихся из него, как из драматического клубка."
(П. А. Вяземский "Фон-Визин", 1830 г.)





С. С. Дудышкин о жанре "Недоросля":

"Недоросль", по одному своему лицу, Простаковой, и по идее, которая ее одушевляет, заключает в себе начатки комизма, поглощенного сатирическим направлением пьесы и остальных характеров. <...>

...Фонвизин первый показал резкие недостатки современников; под сатирой публика рассмотрела себя."
(С. С. Дудышкин, статья "Сочинения Фонвизина")


Г. А. Гуковский о жанровом своеобразии "Недоросля":

"В "Недоросле" ... вовсе не все смешно. В этой комедии больше злой сатиры, чем юмора. В комедии Фонвизина есть элемент серьезной драмы, есть мотивы, которые должны были усилить, растрогать зрителя. В "Недоросле" Фонвизин не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель.

"Недоросль" - полукомедия, полудрама. В этом отношении Фонвизин, нарушая традиции классицизма, воспользовался уроками буржуазной драматургии Запада. Так же, как он использовал политические идеи французских передовых писателей, перестроив их в целях своей, дворянской, политической борьбы, он перенес на русскую почву некоторые черты искусства западной буржуазии..."
(Г. А. Гуковский, статья в книге "Недоросль. Фонвизин Денис Иванович", 1935 г.)


Это были материалы о жанре пьесы "Недоросль" Фонвизина, анализ особенностей и своеобразия жанра и т.д.