Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Композиция поэмы "Медный всадник" Пушкина: анализ особенностей произведения

kompozicija-mednyj-vsadnik-pushkin
Иллюстрация к поэме "Медный всадник".
Художник М. С. Родионов
Одной из особенностей поэмы "Медный всадник" является ее довольно своеобразная композиция.

Ниже представлены материалы о композиции поэмы "Медный всадник" Пушкина: анализ особенностей произведения.

Смотрите: Все материалы по "Медному всаднику"







Композиция поэмы "Медный всадник" Пушкина


(из книги Д. Благого "Мастерство Пушкина", 1955 г.)

Художественная структура "Медного всадника" весьма своеобразна, если угодно, даже парадоксальна.

В поэме перед нами в сущность всего лишь один герой, а она в высшей степени конфликтна, полна глубокого драматизма. Происходит это потому, что в "Медном всаднике", произведении хотя и с одним героем, сталкиваются два противоборствующих начала - Евгения и Петра.

...Петра уже сто лет как нет в живых. Но поэт сумел чисто художественными приемами, не внося ... никакой мистики..., достигнуть того, что умерший сто лет назад Петр эстетически "присутствует" в поэме, необыкновенно живо в ней ощутим. <...>

Наконец, парадоксом может показаться поэма и в отношении композиции. В ней словно бы как раз нет ни той целостности, ни той соразмерности частей, которые ... являются характернейшими приемами пушкинских композиций.

"Медный всадник" состоит из "Вступления" и двух частей. Причем "Вступление" не только необычно и непомерно велико (составляет почти около трети всей поэмы), но и является словно бы самостоятельным произведением...
Имеется в поэме и скрытый эпилог - заключение, которое раз в шесть меньше вступления (последние 17,5 строк: "Остров малый на взморье виден..." и т.д.) и, видимо, потому и не выделено поэтом специальным заголовком.

И, несмотря на все это, поэма производит впечатление абсолютно цельного, монолитного произведения, исполненного, как всегда у Пушкина, изумительной стройности, внутренне глубоко оправданного, гармонического соответствия всех составляющих его частей. <...>

Достигается это впечатление благодаря все тому же величайшему композиционному мастерству Пушкина, которое, при выработанности ряда основных приемом, лишено вместе с тем каких-либо навсегда установленных формальных схем и шаблонов...

В самом деле, зачем понадобилось поэту вступление к "Медному всаднику"? Помимо всего прочего, несомненно и для того, чтобы иметь возможность в поэме, действие которой происходит в 1824 году, наряду с живым Евгением показать еще живым и его антагониста - Петра. Правда, между Петром ... и Евгением ... словно бы нет и не может быть ничего общего. Во времени они отделены друг от друга целым столетием.

Не меньше в своем роде и различие их в общественном положении: "державец полумира" - и мелкий петербургский чиновник. Однако поэт преодолевает и то и другое. Уже вступление ... "Прошло сто лет..." - вплотную придвинуто ко времени действия поэмы.

Вместе с тем при помощи особых композиционных приемов между Петром и Евгением ... устанавливается некая внутренняя ... связь. Это достигается не только тем, что Петр и Евгений появляются перед нами в совпадающих композиционно местах поэмы..., но и, в особенности, посредством параллельного изложения мыслей того и другого. <...>




...поэт идет на смелую подстановку - вместо живого Петра антагонистом Евгения выступает в поэме ... монумент Петра - "Медный всадник". Возможность такой подстановки, с точки зрения ее правдоподобия, оправдана тем, что она происходит в галлюцинирующем сознании сошедшего с ума человека. Но ведь поэту важно ...художественно убедить..., заставить ... поверить в нее читателя. <...>

Не привнося ... в поэму ни малейшей фантастики, посредством тонких художественных приемов, среди которых виднейшее место занимают приемы композиционного параллелизма, композиционных соответствий и перекличек, поэт ... сближает, ... переносит как бы в одну художественную плоскость человека и статую - Евгения и монумент Петра.

И это сближение ... проводится Пушкиным ... на всем протяжении поэмы - с самого ее начала, с первых же строк вступления, и до самого конца.

(из статьи Д. Благого "Мастерство Пушкина", 1955 г.)


Это были материалы о композиции поэмы "Медный всадник" Пушкина: анализ особенностей произведения.

Комментариев нет: