analiz-nedorosl-fonvizin
Комедия "Недоросль" Фонвизина является выдающимся драматическим произведением русской литературы XVIII века.

В этой статье представлен анализ комедии "Недоросль" Фонвизина: суть, смысл и идея произведения, анализ героев и т.д.

В основе статьи лежит публикация В. О. Ключевского "«Недоросль» Фонвизина" (1896 г.).







Анализ комедии "Недоросль" Фонвизина


(фрагменты из статьи В. О. Ключевского "«Недоросль» Фонвизина")

"...В "Недоросле" показана зрителю зажиточная дворянская семья екатерининского времени в невообразимо хаотическом состоянии. Все понятия здесь опрокинуты вверх дном и исковерканы; все чувства выворочены наизнанку; не осталось ни одного разумного и добросовестного отношения; во всем гнет и произвол, ложь и обман и круговое, поголовное непонимание. <...>

Жена-хозяйка [госпожа Простакова] вопреки закону и природе гнетет мужа, не будучи умнее его, и ворочает всем, т. е. все переворачивает вверх дном, будучи гораздо его нахальнее. Она одна в доме лицо, все прочие – безличные местоимения, и когда их спрашивают, кто они, робко отвечает: "я – женин муж, а я – сестрин брат, а я – матушкин сын".

Она ни в грош не ставит мнение мужа и, жалуясь на господа, ругается, что муж на все смотрит ее глазами. Она заказывает кафтан своему крепостному, который шить не умеет, и беснуется, негодуя, почему он не шьет, как настоящий портной. С утра до вечера не дает покоя ни своему языку, ни рукам, то ругается, то дерется: "тем и дом держится", по ее словам. <...>

Она любит сына любовью собаки к своим щенятам, как сама с гордостью характеризует свою любовь, поощряет в сыне неуважение к отцу, а сын, 16-летний детина, платит матери за такую любовь грубостью скотины.

Она позволяет сыну объедаться до желудочной тоски и уверена, что воспитывает его, как повелевает родительский долг. Свято храня завет своего великого батюшки воеводы Скотинина, умершего с голоду на сундуке с деньгами...., верная фамильным традициям дочь ненавидит науку до ярости, но бестолково учит сынка для службы и света...

Самый дорогой из учителей Митрофана, немец, кучер Вральман, подрядившийся учить всем наукам, не учит ровно ничему и учить не может, потому что сам ничего не знает, даже мешает учить другим, оправдывая перед матерью свою педагогику тем, что головушка у ее сынка гораздо слабее его брюха, а и оно не выдерживает излишней набивки; и за это доступное материнско-простаковскому уму соображение Вральман – единственный человек в доме, с которым хозяйка обращается прилично, даже с посильным для нее респектом.





Обобрав все у своих крестьян, госпожа Простакова скорбно недоумевает, как это она уже ничего с них содрать не может – такая беда! Она хвастается, что приютила у себя сиротку-родственницу со средствами, и исподтишка обирает ее. Благодетельница хочет пристроить эту сиротку Софью за своего братца без ее спроса, и тот не прочь от этого не потому, что ему нравится "девчонка", а потому что в ее деревеньках водятся отличные свиньи, до которых у него "смертная охота". <...>

Но самодур-баба – страшная трусиха и подличает перед всякой силой, с которой не надеется справиться – перед богатым дядей Стародумом, желая устроить нечаянно разбогатевшую братнину невесту за своего сынка; но когда ей отказывают, она решается обманом насильно обвенчать ее с сыном, т. е. вовлечь в свое безбожное беззаконие самую церковь.

Рассудок, совесть, честь, стыд, приличие, страх божий и человеческий – все основы и скрепы общественного порядка горят в этом простаковско-скотининском аду, где черт – сама хозяйка дома, как называет ее Стародум <...>

... Митрофан стал именем нарицательным..., Митрофан – синоним глупого неуча и маменькина баловня. "Недоросль" Фонвизина – карикатура, но не столько сценическая, сколько бытовая: воспитание изуродовало его больше, чем пересмеяла комедия... <...>

Митрофану Фонвизина скоро 16 лет; но он еще состоит в недорослях... Митрофан по состоянию своих родителей учится дома, а не в школе: ... закон дозволял воспитываться дома недорослям со средствами.

Митрофан учится уже года четыре, и из рук вон плохо: по часослову едва бредет с указкой в руке и то лишь под диктовку учителя, дьячка Кутейкина, по арифметике "ничего не перенял" у отставного сержанта Цыфиркина, а "по-французски и всем наукам" его совсем не учит и сам учитель, дорого нанятой для обучения этим "всем наукам" бывший кучер, немец Вральман. Но мать очень довольна и этим последним учителем, который "ребенка не неволит". <...> 

В "Недоросле" дурные люди старого закала поставлены прямо против новых идей, воплощенных в бледные добродетельные фигуры Стародума, Правдина и других, которые пришли сказать тем людям, что времена изменились, что надобно воспитываться, мыслить и поступать не так, как они это привыкли делать, что дворянину бесчестно ничего не делать, "когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить". 

Но старые люди не хотели понять новых требований времени и своего положения, и закон готов наложить на них свою тяжелую руку. На сцене представлено было то, что грозило в действительности: комедия хотела дать строгий урок непонятливым людям, чтобы не стать для них зловещим пророчеством..."

(из статьи В. О. Ключевского "«Недоросль» Фонвизина", 1896 г.)


Это был анализ комедии "Недоросль" Фонвизина: суть, смысл и идея произведения, анализ героев и т.д.