kritika-povest-detstvo-gorkij
Бабушка Алеши.
Кадр из фильма
"Детство Горького" 1938 г.
Повесть "Детство" – всемирно известное автобиографическое произведение Горького.

В этой статье представлена критика о повести "Детство" Горького: отзывы критиков, писателей, поэтов - современников писателя.

Смотрите: 
Все материалы по повести "Детство"









Критика о повести "Детство" Горького


Поэт Д. Н. Семеновский:
"...Ваше «Детство» прекрасно, я благоговею пред ним. Как рельефны и выпуклы лица, сколько поэзии, бабушка — прелесть..."
(письмо Д. Н. Семеновского к М. Горькому, сентябрь (октябрь) 1913 г.)

Литератор П. X. Максимов:
"..«Детство» — очень хорошо, замечательно, искусно. Просто замечательно картинно и выразительно, искренне..."
(письмо П. X. Максимова к М. Горькому, 22 сентября (5 октября) 1913 г.)

Писатель М. М. Пришвин:
"..«Детство» — очень хорошая книга, но это все-таки половина того, что нужно: не хватает в ней самого мальчика Пешкова. Посоветую Вам, когда будете хорошо издавать свои книги, дайте каждой главе свое название. Моими любимыми тогда будут «Два бога» (бабушкин и дедушкин) и еще «Хорошее дело». В этих главах, мне так показалось, хотя и пишете о других, но ближе подходите к Пешкову [...] книга Ваша хорошая, совестливая..."
(письмо М. М. Пришвина к М. Горькому, 4 (17) июня 1915 г.)

Писатель Федор Сологуб:
"...Каким Горький уехал, таким и вернулся. Талант — топор, как было сказано о Некрасове. Рубит фигуры из слов, как Ерьзя из мрамора. <...> Читаешь и досадуешь. Невольно вспоминаешь благоуханное детство Льва Толстого. По контрасту. Такое злое и грубое это детство. Дерутся, бьют, порют [...] Какой-то сплошной садизм, психологически совсем не объясненный. Не видим, какая душевная сила движет людей к совершению неистовств. Но ткань рассказа все же так добротна, что невольно следишь за нею. Всё ждешь, что в темные, узкие души этих людей прольется свет творящего искусства, и мы поймем, почему..."
("Дневники писателей", 1914, № 1)

Критик А. Гвоздев в журнале "Северные записки":
"...кошмарные сцены людской жестокости давят и теснят воображение автора..."
("Северные записки", 1916, № 2)








Отзыв в журнале "Вестник Европы":
"...книга будет читаться долго и как автобиография и как бытовые правдивые картины широкой полосы простонародной жизни..."
(отзыв неизвестного автора в журнале "Вестник Европы", 1915, № 1)

Писатель М. Неведомский:
"...Автор в своем добром по тону повествовании [...] не упускает из виду этих крупиц «положительных человеческих влияний»: он тщательно, как цветной бисер, подбирает их и нанизывает на черную нить своего рассказа..."
("Голос минувшего", 1916, № 3)

Писательница и критик Е. Колтоновская:
"...«Детство» написано в необычном для Горького, сдержанном, местами как будто суховатом тоне, без всякой «приподнятости» и романтической экзальтации [...] Вместо прежнего претенциозного: «Человек, это звучит гордо» — здесь безыскусственный, но зато убедительный «бабкин» оптимизм — любовь к жизни и вера в человека..." ("Речь", 1915, № 141)

Поэт и критик К. И. Чуковский:
"...Не только как произведение искусства, но и как биография Горького, как комментарий ко всему его творчеству — она драгоценна для нас..." (статья "Утешеньишко людишкам", "Речь", 1915, № 189)
"...Но в том-то и чудо», что от этой страшной повести о страшном «словно сияние идет, вся она воплощенное «радуйтесь», и хотя в ней столько проклятий и ран, это — самая веселая, мажорно-счастливая книга изо всех за десятки лет [...] Горький еще никогда не писал такой воздушно-очаровательной повести. Это лучшее изо всего, что им создано» ("Речь", 1915, № 182).

Поэт и критик Александр Блок:
"...Прочтите «Детство» Горького — независимо от всяких его анкет, публицистических статей и прочего. Какая у него бабушка!.."
(А. Блок - П. С. Сухотину от 22 февраля 1916 г.)

Писатель А. Ширванзаде:
"...На мой взгляд, вся книга есть символ русской народной жизни, ее угнетенности, и не только одного русского народа, но и всех народов вообще. Посмотрите, ведь я не русский, а армянин, родившийся и живший вдали от русской жизни, а между тем всё описанное Вами так родственно, как жизнь того народа, от которого я происхожу. И, поверьте, то же самое скажет Вам и французский, и английский, и иной другой писатель, вышедший из народа или знающий жизнь своего народа. В этой общечеловечности главное достоинство Вашей великой книги..."
(А. Ширванзаде - М. Горькому, 26 января (8 февраля) 1916 г.)

Большевистский журнал "Вопросы страхования":
"...И действительно, кто сколько-нибудь знаком с мелкой мещанской ремесленной или пролетарской средой, того не удивишь такими кошмарами жизни..."
"...Прошли годы, и из маленького Алеши Пешкова вырос большой писатель-художник, как вырастают из темной рабочей среды новые пролетарские писатели и поэты [...] Только при новых, лучших условиях существования, когда пролетарские дети, эти «цветы жизни» и надежда будущего, будут не гибнуть, а всесторонне развиваться, пролетарское искусство даст богатые всходы и расцветет пышным цветом..."
(статья "Горькое детство", журнал "Вопросы страхования", 1915, № 8)

Итальянский критик и писатель М. Пуччини:
"...эпопея «Дело Артамоновых» и эпическое «Детство» кажутся мне не менее чудесными, чем «Карамазовы» и «Воскресение».."
(М. Пуччини - М. Горькому, 30 ноября 1927 г.)

Шведская писательница Сельма Лагерлёф:
"...В день шестидесятилетия Максима Горького я хочу,— прежде всего,— поблагодарить писателя за изображение его бабушки, старой женщины с пышными волосами и кротким сердцем, рассказчицы прекрасных легенд,— за самый очаровательный из многих чудесных образов русских женщин, какие я встречала в мировой литературе..."
(Сельма Лагерлёф - М. Горькому, март 1928 г.)


Это была избранная критика о повести "Детство" Горького: отзывы критиков, писателей, поэтов - современников Горького.