Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Главный герой рассказа "Уроки французского": образ и характеристика мальчика, внешность и характер, описание и портрет

glavnyj-geroj-malchik-Uroki-francuzskogo-Rasputin-obraz-harakteristika
Главный герой
рассказа "Уроки французского".
Иллюстрация В. Гальдяева
Главным героем рассказа "Уроки французского" Валентина Распутина является 11-летний мальчик.

В рассказе не указано имя главного героя. Для удобства его называют просто "мальчиком" и "главным героем".

Ниже представлен цитатный образ и характеристика главного героя из рассказа "Уроки французского": портрет главного героя, описание внешности и характера мальчика и т.д.

Смотрите: Все материалы по рассказу







Образ и характеристика главного героя в рассказе "Уроки французского"


Имя главного героя не указано в рассказе. Известно, что возраст мальчика - 11 лет. Он учится в 5-ом классе:
"...Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь..." 
"...Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году..."
Внешность главного героя выглядит так:
"...тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках* ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги..." (*чирки - обувь) 
"...от стыда и неловкости за себя я еще глубже запахивался в свой кургузый* пиджачишко..." (*кургузый - короткий, тесный)





Действие рассказа происходит в 1958 году - в тяжелое время после войны 1941-1945 гг. В это время многие люди живут бедно:
"...в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время..." 
Главный герой - мальчик из бедной семьи. Судя по всему, отец мальчика умер и мать одна содержит троих детей:
"...Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет - некуда..." 
"...ведро картошки - под весну это было немалое богатство..."  
"...Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось..."
Главный герой - старший ребенок в семье. У него есть младшие сестра и брат:
"...нас у матери было трое, я самый старший..."
Семья мальчика живет очень бедно. Они питаются только хлебом, картошкой, горохом и репой. Они никогда не покупают макароны или гематоген:
"...Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает <...> Совсем не бывает <...> Горох бывает. Редька бывает..." 
"...Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу..."
Мальчик настолько беден, что он никогда не пробовал яблоки. Он видит их только на картинках:
"...Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они..."
С 11 лет мальчик живет самостоятельно. Он учится в школе в райцентре, а его семья живет в деревне:
"...Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь..."
В райцентре мальчик живет у знакомой тети Нади. Тетя Надя и ее дети воруют у мальчика продукты:
"...Привезут кажется много, хватишься через два дня - пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил - так и есть: был нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал - тетя Надя ли, <...> кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, - я не знал..."
Главный герой постоянно голодает у тети Нади:
"...Ну, зачем ты так? Я знаю, что ты голодаешь..." 
Главный герой - робкий, стеснительный, молчаливый и замкнутый мальчик:
"...И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка..."
"...От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости..."
Мальчик тоскует по дому, когда живет в райцентре:
"...Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска - тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном - домой и домой..."
У главного героя есть много товарищей, но все они остаются в деревне, когда он переезжает в райцентр:
"...в деревне, там у меня товарищей много..."
Главный герой - способный мальчик:
"...ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя..."
Мальчик хорошо учится в школе. У него по всему предметам пятерки кроме французского:
"...Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея..." 
"...Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки..."
Главный герой - упорный, настойчивый мальчик. Он не отступает от своей цели:
"...Я по себе знал: когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься..." 
"...А я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость: наберу горсть камней, отыщу цель потруднее и бросаю в нее до тех пор, пока не добьюсь полного результата - десять из десяти..."
Главный герой - упрямый мальчик:
"...Она сделала еще попытку посадить меня за стол - напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых..."
Главный герой страдает малокровием. Врачи советуют ему пить молоко, чтобы не кружилась голова:
"...Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова..." 
"...Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше..."

Главный герой и уроки французского


Главный герой хорошо учиться в школе, за исключением французского языка. Мальчик хорошо знает грамматику французского языка, но у него плохое произношение:
"...С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена..."
Учительница французского Лидия Михайловна занимается с главным героем отдельно на дому. Со временем мальчик начинает лучше говорить по-французски:
"...я продолжал ходить к Лидии Михайловне. Но теперь она взялась за меня по-настоящему <...> постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова..."
В конце концов мальчик улучшает свое французское произношение:
"...Хорошо, - подбадривала меня Лидия Михайловна. - В этой четверти пятерка еще не получится, а в следующей - обязательно..." 
Как известно, главный герой живет далеко от мамы и часто голодает. Учительница узнает это:
"...Я знаю, что ты голодаешь..." 
Во время одного из уроков учительница показывает мальчику игру в "замеряшки". Она предлагает ему играть на деньги. Мальчику нравится игра. У него получается выигрывать. Благодаря игре он зарабатывает себе деньги на еду. Так учительница добивается своей цели - мальчик больше не голодает:
"...И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко... заедая куском черного хлеба..."
К сожалению, директор школы узнает об этих играх учителя и ученика. Директор осуждает ее за "развращение" ученика. На самом деле, она делала доброе дело - спасала мальчика от голода. Однако директор школы не вникает в суть проблемы. И учительница навсегда уезжает домой на Кубань:
"...Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь..."
Это был цитатный образ и характеристика главного героя из рассказа "Уроки французского" В. Распутина: цитатный портрет главного героя, описание внешности и характера мальчика.

Смотрите: Все материалы по рассказу

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Большое спасибо!