Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Образ и характеристика Мастера в романе "Мастер и Маргарита": описание внешности и характера (материалы для сочинения)

Master-roman-Master-i-Margarita-Bulgakov-obraz-harakteristika
Мастер сжигает свой роман.
"Мастер и Маргарита"
Иллюстрация О. Канторовича
Мастер в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова является одним из главных героев произведения. 

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Мастера в романе "Мастер и Маргарита": описание внешности и характера, история создания Мастером романа о Понтии Пилате и другие материалы для сочинения.

Мастер впервые упоминается в конце 11-ой главы. Подробное описание Мастера и его биография можно найти в главе 13 романа.

Смотрите также: Все материалы по роману "Мастер и Маргарита"





Мастер в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова


Возраст Мастера - около 38 лет:
"...человек примерно лет тридцати восьми..."

Имя и фамилия Мастера в романе не указаны:
"...Я – мастер..."
"...У меня нет больше фамилии, – с мрачным презрением ответил странный гость, – я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни..."
"...Тот, кто называл себя мастером, работал..."
"...Оставим, повторяю, мою фамилию, ее нет больше..."

Мастер - это прозвище героя. Почему Мастера зовут именно Мастером? Маргарита называет его Мастером за его писательский талант:
"...почему Маргарита вас называет мастером? – спросил Воланд. <...>
– Это простительная слабость. Она слишком высокого мнения о том романе, который я написал..."
"...Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут‑то стала называть мастером..."




Внешность Мастера


Описание внешности Мастера:
"...с балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми..."
"...засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М».."
"...печальная черная шапочка с желтой буквой «М».."
"...Небритое лицо его дергалось гримасой, он сумасшедше‑пугливо косился на огни свечей..."
"...седые нитки в голове и вечная складка у губ..."
"...Какой‑то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в черной шапочке и в каком‑то халате спускался вниз нетвердыми шагами..." (халат из клиники)
"...он был выбрит впервые, считая с той осенней ночи..."

У Мастера беспокойные и дикие глаза:
"...вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца..."
"...стал смотреть в землю угрюмыми больными глазами..."
"...встревоженными глазами..."
"...взор больного стал уже не так дик и беспокоен..."
"...Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня..."

Одежда Мастера в психиатрической клинике:
"...На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат..."
"...Он был в своем больничном одеянии – в халате, туфлях и черной шапочке, с которой не расставался..."
"...мастер был в своем больничном белье..."


Характер и биография Мастера


Мастер - простой, бедный человек:
"...ибо мне больше нечего отдавать. Я нищий!.."
"...ломать свою жизнь с больным и нищим?.."

Мастер - одинокий человек. Он живет один в Москве. У него нет родных:
"...я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда..."
"...Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве..."

Мастер - историк по образованию. Когда-то он работал в музее:
"...Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев..."

Мастер знает пять языков. Он раньше также занимался переводами:
"...а кроме того, занимался переводами..."
"...Я знаю пять языков, кроме родного, – ответил гость, – английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко еще читаю по‑итальянски..."

Мастер - нервный и тревожный человек. Судя по всему, он не всегда был таким. Во всем виновата его болезнь:
"...Никаких я ваших стихов не читал! – нервно воскликнул посетитель..."
"..«Куролесов, бис, бис!» – говорил гость, тревожно дергаясь. Успокоившись, он сел..."
"...Гость долго грустил и дергался, но наконец заговорил..."

Мастер не любит шум и драки:
"...вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой‑нибудь крик..."
"...Так что, знаете ли, кулаками... Нет, уж это вы оставьте, и навсегда..."

Мастер - недоверчивый и подозрительный человек. Он трудно сходится с людьми:
"я в общем не склонен сходиться с людьми, обладаю чертовой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен..."
"...ах, ты, маловерный, несчастный человек..."

Мастер - наблюдательный человек:
"...Наблюдательность его ему не изменила..."

Мастер любит книги. У него хранятся сотни книг:
"...тряпкой вытирала сотни пыльных корешков..."

Мастер - романтический писатель:
"...романтический мастер!.."
"...о, трижды романтический мастер..."

Мастер был женат до встречи с Маргаритой. Но вероятно, он не очень любил бывшую жену, потому что даже не помнит ее имя:
– Вы были женаты?
– Ну да, вот же я и щелкаю... на этой... Вареньке, Манечке... нет, Вареньке... еще платье полосатое... музей... впрочем, я не помню.


Как Мастер пишет роман о "Понтии Пилате"?


Однажды Мастер выигрывает 100 тысяч рублей в лотерею:
"...И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей..."
"...получение ста тысяч рублей. А это, согласитесь, громадная сумма денег!.."

На выигранные деньги Мастер снимает другую квартиру. Он бросает работу и пишет роман о Понтии Пилате:
"...Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой..."
"...Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате..."
"...год тому назад я написал о Пилате роман..."

Мастер завершает свой роман. Но его неохотно печатают. Мастеру удается напечатать только отрывок из романа:
"...какой‑то другой редактор напечатал большой отрывок из романа того, кто называл себя мастером..."

Критики жестоко осуждают роман Мастера. Это постепенно калечит психику Мастера:
"...Искалечили, искалечили..." (о критиках, которые "искалечили" Мастера)
"...Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся. Но чем больше их появлялось, тем более менялось мое отношение к ним..."
"...в другой газете за подписью Мстислава Лавровича..."
"...я развернул третью газету. Здесь было две статьи: одна – Латунского, а другая – подписанная буквами «Н. Э.».."

Мастер сходит с ума от переживаний из-за романа. Он начинает бояться темноты, трамваев и других вещей:
"...и я боюсь. Я болен. Мне страшно..."
"...Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания..."
"...Я стал человеком, который уже не владеет собой..."
"...страх владел каждой клеточкой моего тела. И так же точно, как собаки, я боялся и трамвая. Да, хуже моей болезни в этом здании нет, уверяю вас...

Мастер болен настолько, что видит галлюцинации:
"...Мне страшно, Марго! У меня опять начались галлюцинации..."
"...мне казалось, что через оконце, хотя оно и было закрыто, влезает какой‑то спрут с очень длинными и холодными щупальцами..." (спрут - большой осьминог)
"...Проснулся я от ощущения, что спрут здесь..."

Мастер ненавидит свой роман за те страдания, которые он ему причиняет. Поэтому он сжигает роман и все рукописи:
"...Я возненавидел этот роман..."
"...я сжег его в печке..."
"...Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь..."

В конце концов Мастер попадает в психиатрическую клинику. Он сам туда приходит:
"...Я знал, что эта клиника уже открылась, и через весь город пешком пошел в нее. Безумие!.."
"...я здесь сижу из‑за того же, что и вы, именно из‑за Понтия Пилата..."
"...И вы и я – сумасшедшие, что отпираться!.."

Мастер лежит в клинике уже 4 месяца, когда Воланд посещает Москву. Мастер лежит в палате №118 по соседству с поэтом Бездомным и конферансье Бенгальским:
"...И вот четвертый месяц я здесь. И, знаете ли, нахожу, что здесь очень и очень неплохо..."
"...в 118‑ю, где забеспокоился неизвестный мастер и в тоске заломил руки, глядя на луну..."

Мастер много страдает из-за своего романа:
"...ах, моя, моя много страдавшая голова..."
"...Как ты страдал, как ты страдал, мой бедный! Об этом знаю только я одна..."
"...Он мне ненавистен, этот роман, – ответил мастер, – я слишком много испытал из‑за него..."

После истории с романом Мастер теряет интерес к жизни. Ему скучно жить:
"...ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, – он опять положил руку на голову Маргариты, – меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал..."

Мастер не любит вспоминать о своем романе. Мысли о романе вызывают у него дрожь:
"...Ах нет, нет, – болезненно дернувшись, ответил гость, – я вспомнить не могу без дрожи мой роман..."


Смерть Мастера и Маргариты


Сатана Воланд помогает Мастеру обрести покой. Он переселяет Мастера и Маргариту в иной мир - в место, где героев ждет вечный покой:
"...А, понимаю, – сказал мастер, озираясь, – вы нас убили, мы мертвы..." 
"...Скончался сосед ваш сейчас, – прошептала Прасковья Федоровна..." (о Мастере) 
"...сейчас в городе еще скончался один человек. Я даже знаю, кто, – тут Иванушка таинственно улыбнулся, – это женщина..."

Это был цитатный образ и характеристика Мастера в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова, описание внешности и характера в цитатах и другие материалы для сочинения.

Смотрите также: Все материалы по роману "Мастер и Маргарита"

Комментариев нет: