Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений




Критика о рассказе "Муму" Тургенева: отзывы современников

kritika-rasskaz-Mumu-Turgeneva-otzyvy
Иллюстрация к рассказу "Муму".
Художник Б. Серебрянский
Рассказ "Муму" является одним из самых известных рассказов выдающегося русского писателя И. С. Тургенева.

В этой статье представлена критика о рассказе "Муму" Тургенева: отзывы современников о произведении.

Смотрите: Все материалы по рассказу "Муму"





Критика о рассказе "Муму" Тургенева: отзывы современников


Отзыв в журнале "Пантеон" (март 1854 г.):

"...простой истории о любви бедного глухонемого дворника к собачонке, погубленной злою и капризною старухою..."  (журнал "Пантеон", 1854, том XIV, март)


Отзыв в журнале "Отечественные записки" (№4 1854 г.):

"...образец прекрасной отделки задуманной мысли..."
"...[рассказ производит] сильное, потрясающее впечатление..."
("Отечественные записки", 1854, № 4)


С. С. Дудышкин:

"...сделать литературу служительницей исключительно одних специальных общественных вопросов, как в "Записках охотника" и "Муму", нельзя..." ("Отечественные Записки, 1857 г.)


Б. Н. Алмазов:

"...[сюжет] самый изысканный, самый эффектный <...> происшествие, в ней рассказанное, решительно выходит из ряда обыкновенных событий человеческой жизни вообще и русской в особенности..." 
"...принадлежит к числу литературных произведений, наполненных пряными эффектами, которые в таком большом количестве появлялись во Франции..." 
"...неприятного впечатления, которое производит сюжет..."
("Москвитянин", 1854 г., т. III, № 9, май)




К. С. Аксаков:

"...["Муму" и "Постоялый двор"- это] решительный шаг вперед <...> эти повести выше „Записок охотника“, как по более трезвому, более зрелому и более полновесному слову, так и по глубине содержания, особенно вторая. Здесь г. Тургенев относится к народу несравненно с большим сочувствием и пониманием, чем прежде; глубже зачерпнул сочинитель этой живой воды народной. Лицо Герасима в „Муму“, лицо Акима в „Постоялом дворе“ — это уже типические, глубоко значительные лица, в особенности второе..."
(К. С. Аксаков, "Обозрение современной литературы", 1852 г.)

"...ваше произведение (...) решительно есть, как говорят, шаг вперед. Вы здесь гораздо более серьезны; мелочные эффекты слов и изображении оставили Вас почти вовсе, и на первом плане — ясный и вместе многозначительный образ Герасима..." (К. С Аксаков в письме Тургеневу, октябрь 1852 г.)


А. В. Дружинин:

"...["Муму" и "Постоялый двор" - произведения] превосходно рассказанные, украшенные присутствием благородно-поучительной мысли и все-таки представляющие собою интерес умного анекдота, никак не более..." ("Библиотека для чтения", 1857 г.)


А. И. Герцен: 

"...На днях я читал вслух "Муму" и разговор барина со слугой и кучером ("Разговор на большой дороге") - чудо как хорошо, и особенно "Муму"...." (письмо А. И. Герцена к И. С. Тургеневу от 2 марта 1857 г.)

"...Тургенев (...) не побоялся заглянуть и в душную каморку дворового, где есть лишь одно утешение — водка. Он описал нам существование этого русского „дяди Тома“ с таким художественным мастерством, которое, устояв перед двойною цензурой, заставляет нас содрогаться от ярости при виде этого тяжкого, нечеловеческого страдания..." 
(А. И. Герцен, статья "О романе из народной жизни а России", декабрь 1857 г.)


И. С. Аксаков:

"...Мне нет нужды знать: вымысел ли это, или факт, действительно ли существовал дворник Герасим, или нет. Под дворником Герасимом разумеется иное. Это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы, его нравственных, честных побуждений... Он, разумеется, со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым, и глухим..." (письмо Тургеневу от 4 (16) октября 1852 г.)


О. А. Тургенева:

"...И(ван) С(ергеевич) принес в рукописи свою повесть "Муму"; чтение ее произвело на всех, слушавших его в тот вечер, очень сильное впечатление (...) Весь следующий день я была под впечатлением этого бесхитростного рассказа. А сколько в нем глубины, какая чуткость, какое понимание душевных переживаний. Я никогда ничего подобного не встречала у других писателей, даже у моего любимца Диккенса я не знаю вещи, которую могла бы считать равной „Муму“. Каким надо быть гуманным, хорошим человеком, чтобы так понять и передать переживания и муки чужой души..."
(*О. А. Тургенева - дальняя родственница Тургенева)


Чиновник Главного управления цензуры Н. В. Родзянко (рапорт о "Муму"):

"...Рассказ под заглавием „Муму“ я нахожу неуместным в печати, потому что в нем представляется пример неблаговидного применения помещичьей власти к крепостным крестьянам (...)
Читатель по прочтении этого рассказа непременно исполниться должен сострадания к безвинно утесненному помещичьим своенравием крестьянину (...) 
Вообще по направлению, а в особенности по изложению рассказа нельзя не заметить, что цель автора состояла в том, чтобы показать, до какой степени бывают безвинно утесняемы крестьяне помещиками своими, терпя единственно от своенравия сих последних и от слепых исполнителей, из крестьян же, барских капризов..."
(рапорт на имя министра народного просвещения,  16 марта 1854 г.)


Товарищ министра просвещения А. С. Норов:

"...щекотливое содержание этой повести, а еще более тон, в каком описывается рабская зависимость крепостных людей от прихотей и своенравного произвола помещицы, легко может повести читателей низшего сословия к порицанию существующего в нашем отечестве отношения крепостных людей к своим владельцам, которое как одно из государственных учреждений не должно подлежать осуждению частного лица..."
(письмо председателю С.-Петербургского цензурного комитета М. Н. Мусину-Пушкину от 2(14) апреля 1854 г.)

Это была критика о рассказе "Муму" Тургенева: отзывы современников о произведении.

Смотрите: Все материалы по рассказу "Муму"

Комментариев нет: