analiz-premudryj-piskar-ideja-tema-problemy-sut-smysl
Художник Н. Кузьмин
"Премудрый пискарь" - это сатирическая сказка выдающегося русского писателя Салтыкова-Щедрина.

В этой статье представлен анализ сказки "Премудрый пискарь" Салтыкова-Щедрина: идея и тема, проблемы, смысл и главная мысль произведения.









Анализ сказки "Премудрый пискарь" Салтыкова-Щедрина


Б. Я. Бухштаб:

"Самый типичный из щедринских сказочных обывателей - это "премудрый пискарь". В нем воплощена главная черта обывателя эпохи реакции - трусливое бегство от жизни. <...>

...ум и сердце премудрого пискаря заняты лишь одним: как бы ему, пискарю, в уху не попасть... Всю жизнь он провел в темной, тесной норе, выдолбленной в речном дне, и все "дрожал", боялся высунуться, чтобы не достаться щуке, раку или человеку. Не женился, друзей не завел... Всю жизнь считал себя "премудрым", а когда подошла смерть, - увидел, что жизнь прожита бесцельно, бесплодно, бессмысленно.

В этой сказке Щедрин показывает, какой "жалкой", "распостылой" становится жизнь, когда человеком руководит убогая "премудрость" труса.

Сказки Щедрина внушают нам глубокое презрение к трусости, подхалимству, лицемерию, они учат нас мужеству, стойкости, честному отношению к жизни."

(Б. Я. Бухштаб, вступительная статья к книге "Сказки" Салтыкова-Щедрина, изд-во "ДЕТГИЗ", 1946 г.)


Я. Эльсберг:

"Щедрин создал целый ряд общественно-политических типов, воплощающих собой покорность реакции, либеральную трусость, безыдейность, духовную бедность и ограниченность. Таковы, например, премудрый пискарь - убогий и трусливый обыватель, вечно дрожащий и ноющий, пытающийся отгородиться от общественной и политической борьбы. Шедрина показывает, как жалка и бесплодно жизнь человека, целиком сосредоточившегося на мысли о спасении собственной шкуры и не знающего ни благородных и светлых мыслей, ни высоких, страстных чувств, вдохновляющих на борьбу за правое дело.

Образ пискаря, как и другие образы рыб и животных в щедринских сказках, обладал огромным социально-политическим содержанием. Таких людей-пискарей среди тогдашней интеллигенции было великое множество. Трепеща перед произволом самодержавия, эти обыватели надеялись "отсидеться" в своих "норах", подальше от бурных событий революционной борьбы. <...>

Сказки эти были очень злободневны. Современники Щедрина, прочитав сказку о премудром пискаре, вяленой вобле или карасе-идеалисте, узнавали в этих "рыбах" людей, с которыми им проходилось повседневно встречаться в редакциях либеральных газет, в чиновничьих канцеляриях, в банках, в конторах."

(Я. Эльсберг, вступительная статья из книги "Рассказы, очерки, сказки", М. Е. Салтыков-Щедрин, из-во "Детгиз", 1951 г.)


А. С. Бушмин:

"В «Премудром пискаре» сатирик выставил на публичный позор малодушие той части интеллигенции, которая в годы политической реакции поддалась настроениям постыдной паники. Изображением жалкой участи обезумевшего от страха героя сказки, пожизненно замуровавшего себя в темную нору, сатирик высказал свое предостережение и презрение всем тем, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от активной общественной борьбы в узкий мир личных интересов."

(А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», "Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах", том 16 (часть 1), 1974 г.)


Это был анализ сказки "Премудрый пискарь" Салтыкова-Щедрина: идея, тема, проблемы, смысл, главная мысль произведения.