tema-vospitanija-nedorosl-fonvizin
Тема воспитания является одной из центральных тем в комедии "Недоросль" Фонвизина. 

Проблемы воспитания и образования, затронутые в "Недоросле", остро волновали как самого автора, так и его современников.

В этой статье представлены материалы о теме воспитания в комедии "Недоросль" Фонвизина, проблемах воспитания и образования в пьесе на примере Митрофана Простакова и других героев.






Тема воспитания в комедии "Недоросль": проблемы воспитания и образования


Г. А. Гуковский о теме воспитания в комедии "Недоросль":

"...Воспитание для Фонвизина... – это основа и оправдание дворянских привилегий. Дворянское воспитание делает человека дворянином; невоспитанный дворянин недостоин пользоваться чужим трудом. <...>

Для Фонвизина тема воспитания – основная в его литературном творчестве; о воспитании дворянских детей писал Фонвизин в комедии "Выбор гувернера", в статьях для журнала "Друг честных людей или Стародум", о недостатках своего собственного воспитания скорбел в своей неоконченной автобиографии...

И "Недоросль", прежде всего, комедия о воспитании. <...> Воспитание для Фонвизина – не только тема общих нравоучительных рассуждений, а животрепещущая злободневная политическая тема..."

(Г. А. Гуковский, статья из книги "Недоросль. Фонвизин Денис Иванович", 1935 г.)





В. О. Ключевский о проблемах воспитания и образования в комедии "Недоросль":

"...В "Недоросле" показана зрителю зажиточная дворянская семья екатерининского времени в невообразимо хаотическом состоянии. Все понятия здесь опрокинуты вверх дном и исковерканы <...>

Она [госпожа Простакова] любит сына [Митрофана] любовью собаки к своим щенятам, как сама с гордостью характеризует свою любовь, поощряет в сыне неуважение к отцу, а сын, 16-летний детина, платит матери за такую любовь грубостью скотины.

Она позволяет сыну объедаться до желудочной тоски и уверена, что воспитывает его, как повелевает родительский долг. ... ненавидит науку до ярости, но бестолково учит сынка для службы и света...

Самый дорогой из учителей Митрофана, немец, кучер Вральман, подрядившийся учить всем наукам, не учит ровно ничему и учить не может, потому что сам ничего не знает, даже мешает учить другим, оправдывая перед матерью свою педагогику тем, что головушка у ее сынка гораздо слабее его брюха, а и оно не выдерживает излишней набивки; и за это доступное материнско-простаковскому уму соображение Вральман – единственный человек в доме, с которым хозяйка обращается прилично, даже с посильным для нее респектом.

...Митрофан – синоним глупого неуча и маменькина баловня. ...воспитание изуродовало его... <...>

Митрофану Фонвизина скоро 16 лет; но он еще состоит в недорослях... Митрофан по состоянию своих родителей учится дома, а не в школе: ... закон дозволял воспитываться дома недорослям со средствами.

Митрофан учится уже года четыре, и из рук вон плохо: по часослову едва бредет с указкой в руке и то лишь под диктовку учителя, дьячка Кутейкина, по арифметике "ничего не перенял" у отставного сержанта Цыфиркина, а "по-французски и всем наукам" его совсем не учит и сам учитель, дорого нанятой для обучения этим "всем наукам" бывший кучер, немец Вральман. Но мать очень довольна и этим последним учителем, который "ребенка не неволит". <...>

...бледные добродетельные фигуры Стародума, Правдина и других, которые пришли сказать... людям, что времена изменились, что надобно воспитываться, мыслить и поступать не так, как они это привыкли делать, что дворянину бесчестно ничего не делать..."

(из статьи В. О. Ключевского "«Недоросль» Фонвизина")



Это были материалы о теме воспитания в комедии "Недоросль" Фонвизина, проблемах воспитания и образования в пьесе.