kompozicija-slovo-o-polku-igoreve
Князь Игорь Святославич.
Художник И. Глазунов
Композиция "Слова о полку Игореве" имеет множество особенностей, которые заслуживают детального анализа.

В этой статье представлены материалы для сочинения по композиции "Слова о полку Игореве", цитаты исследователей об особенностях композиции произведения.






Композиция "Слова о полку Игореве"


Исследователи сходятся во мнении о том, что композиция "Слова о полку Игореве" состоит из трех основных частей - поход князя Игоря Святославича, рассказ о Святославе Киевском и возвращение Игоря:
"...По общему мнению исследователей Слова, поэтический его план делится на три основные раздела. Первый из них посвящен событиям Игорева похода и последствиям русского поражения, второй — Святославу Киевскому, как оберегателю Русской земли, и третий — возвращению Игоря из плена..." (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // История русской литературы: В 10 томах, 1941—1954, Т. I)
В композиции "Слове о полку Игореве" выделяются три ярких эпизода с особым идейным содержанием и художественной формой. Это "Сон Святослава", "Золотое слово Святослава" и "Плач Ярославны":
"...По идейному содержанию и художественной форме в композиционной системе «Слова о полку Игореве» наиболее четко выделяются три части: Сон Святослава, Золотое слово Святослава и Плач Ярославны. Они являются своеобразным поэтическим фокусом, способствующим полному раскрытию авторского замысла. При анализе художественного построения «Слова» этим частям обычно уделяется главное внимание..." (Булахов М. Г. "Слово о полку Игореве" в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедический словарь, 1989 г.)
По мнению исследователей, композиция "Слова" только кажется сложной и нелогичной. На самом деле она подчиняется строгому плану:
"...Автор Слова далек от вольного орлиного полета, волчьего рыскания, гоньбы сокола за лебедями. Его песнь, прежде всего, подчинена строгому плану. В стройной, хотя и сложной композиции, автор Слова с необыкновенным поэтическим мастерством излагает событие 1185 г. в ряде тесно связанных между собою картин-песен. Многие из них кончаются рефренами, «припевками»:
"...Князю — славы, почестей — себе..." 
"...О Русская земля!Ты уже за холмом..."
"...Степь поникла, жалости полна,И деревья ветви приклонили..."
Рефренов много, причем некоторые повторяются по нескольку раз. Ясно, что сам поэт видел в них «припевки», отделяющие одну поэтическую часть от другой..." (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // История русской литературы: В 10 томах, 1941—1954, Т. I)





Изложение событий в "Слове" непоследовательно, но автор делает это намеренно. В тексте встречается много отступлений - интерлюдий, в которых автор возвращается к старому времени, говорит о природе и т.д.:
"...Автор Слова намеренно не придерживается последовательного изложения событий. Перед местами, особенно драматическими, он делает отступление, вводя песни, уводящие, главным образом, в воспоминание о прошлом. В этих, так сказать, интерлюдиях встречаются возвращения к «старому Владимиру» <...> Все интерлюдии глубоко эмоциональны, полны высокого лиризма..." 
"...Другими вводными интерлюдиями являются картины природы, предваряющие и сопутствующие наиболее сильным местам рассказа...." (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // История русской литературы: В 10 томах, 1941—1954, Т. I)
Д. С. Лихачев пишет о композиции "Слова о полку Игореве" следующее:
"...Композиция „Слова о полку Игореве“ при первом взгляде кажется очень сложной, а иногда и непоследовательной. Автор переходит от темы к теме, от одних действующих лиц своего повествования к другим, постоянно меняет место действия, перенося его от Игорева войска в Половецкой степи в Киев, а из Киева в различные русские земли, на некоторое время в Путивль, затем в Половецкую землю, оттуда вновь на Русь — в Киев. Так же быстро меняется и время действия — автор обращается от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему и к предчувствиям грозного будущего. 
Перед читателем проходит целая гамма ощущений: от тяжелых предчувствий и скорби автор переходит к патетике призыва; эта патетическая часть сменяется лирической и интимной, а все произведение в целом завершается радостным и торжественным финалом. 
В „Слове“ — своеобразная музыкальная композиция, в которой каждая часть не только самостоятельна по теме, но и окрашена своим особым чувством; все части вместе гармонично слиты в единое и удивительно законченное произведение. 
В сущности, все темы в „Слове“ подчинены одной общей теме и все чувства — одному главному чувству, но и те и другие искусно развернуты во времени, представлены в сложном развитии. Эта главная тема — тема родины, и это главное чувство — чувство любви к родине..." ("«Слово о полку Игореве»: Историко-литературный очерк")
Кульминацией "Слова о полку Игореве" можно считать группу эпизодов - поражение Игоря, "Сон Святослава" и "Слово Святослава": 
"...Поражение Игоря, сон Святослава, отражающий это поражение, и последующий призыв Святослава ко всем русским князьям объединиться в своем отпоре натиску степняков являются как бы кульминацией «Слова».."  (Энциклопедия "Слова о полку Игореве": В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. Т. 2)
Это были материалы для сочинения по композиции "Слова о полку Игореве", цитаты исследователей об особенностях композиции этого произведения.