glavnyj-geroj-malchik-Uroki-francuzskogo-Rasputin-obraz-harakteristika
Главный герой
рассказа
"Уроки французского".
Иллюстрация
В. Гальдяева
Главным героем рассказа "Уроки французского" Валентина Распутина является 11-летний мальчик.

В рассказе не указано имя главного героя. Для удобства его называют просто "мальчиком" и "главным героем".

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика главного героя из рассказа "Уроки французского": описание внешности и характера мальчика, портрет главного героя и т.д.

Смотрите: Все материалы по рассказу








Характеристика главного героя рассказа "Уроки французского"


Имя главного героя не указано в рассказе. Известно, что возраст мальчика – 11 лет. Он учится в 5-ом классе:
"Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь..." 
"Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году..."
Внешность главного героя выглядит так:
"...тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках* ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги..." (*чирки – обувь) 
"...от стыда и неловкости за себя я еще глубже запахивался в свой кургузый* пиджачишко..." (*кургузый – короткий, тесный)
Действие рассказа происходит в 1948 году, в тяжелое время после войны 1941-1945 гг. В это время многие люди живут бедно:
"...в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время..." 
Главный герой рассказа — мальчик из бедной семьи. Судя по всему, его отец умер и мать одна содержит троих детей:
"Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет – некуда..." 
"...ведро картошки – под весну это было немалое богатство..."  
"Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось..."









Он является старшим ребенком в семье. У него есть младшие сестра и брат:
"...нас у матери было трое, я самый старший..."
Семья мальчика живет очень бедно и питается только хлебом, картошкой, горохом и репой. Они никогда не покупают макароны или гематоген (сладкий батончик):
"Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает... <...> Совсем не бывает <...> Горох бывает. Редька бывает..." 
"Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу..."
Семья мальчика настолько бедна, что сам он никогда не пробовал яблоки. Он видел их только на картинках:
"Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они..."
С 11 лет главный герой живет самостоятельно. Он учится в школе в райцентре, а его семья живет в деревне:
"Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь..."
В райцентре мальчик живет у своей знакомой — тети Нади. Тетя Надя и ее дети воруют у мальчика продукты, которые ему дает мать:
"Привезут кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил — так и есть: был — нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал — тетя Надя ли, <...> кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, — я не знал..."
Бедный мальчик постоянно голодает, живя у тети Нади:
"Ну, зачем ты так? Я знаю, что ты голодаешь..." (учительница о нем) 
Главный герой является робким, стеснительным, молчаливым и замкнутым мальчиком:
"И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка..."
"От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости..."
Живя один в чужой семье, мальчик тоскует по дому, по своей деревне:
"Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой..."
У главного героя есть много товарищей в его родной деревне. Теперь, когда он живет в райцентре, он не имеет возможности видеться с друзьями:
"...в деревне, там у меня товарищей много..."
Главный герой является способным мальчиком, по мнению его учительницы французского Лидии Михайловны:
"...ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя..."
Он является упорным, настойчивым мальчиком и не отступает от своей цели:
"Я по себе знал: когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься..." 
"А я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость: наберу горсть камней, отыщу цель потруднее и бросаю в нее до тех пор, пока не добьюсь полного результата – десять из десяти..."
Главный герой считает себя упрямым мальчиком:
"Она сделала еще попытку посадить меня за стол – напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых..."
Он страдает малокровием, из-за чего у него иногда кружится голова. Поэтому врачи советуют ему пить молоко:
"Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова..." 
"Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше..."
Мальчик хорошо учится в школе. У него по всему предметам пятерки кроме французского:
"Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея..." 
"Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки..."
Мальчик хорошо знает грамматику французского языка, но у него плохое произношение:
"С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена..."
Добрая учительница французского Лидия Михайловна занимается с ним отдельно на дому. В результате он начинает лучше говорить по-французски. Он улучшает свое французское произношение:
"...я продолжал ходить к Лидии Михайловне. Но теперь она взялась за меня по-настоящему... <...> постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова..."
"Хорошо, — подбадривала меня Лидия Михайловна. — В этой четверти пятерка еще не получится, а в следующей  обязательно..." 
Добрая Лидия Михайловна узнаёт, что мальчик живет далеко от мамы и часто голодает. Ей становится жалко бедного ребенка:
"Я знаю, что ты голодаешь..." (учительница о нем) 
Во время одного из уроков Лидия Михайловна показывает мальчику игру в "замеряшки" и предлагает ему играть на деньги. Мальчику нравится эта игра, у него получается выигрывать. Благодаря игре он зарабатывает себе деньги на еду. Так учительница добивается того, чтобы ее любимый ученик не голодал и имел деньги на продукты:
"И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко... заедая куском черного хлеба..."
К сожалению, директор школы узнает об этих играх на деньги между учительницей и учеником. Директор осуждает Лидию Михайловну за "развращение" ученика, не понимая, что добрая женщина таким образом спасала ученика от голода. Строгий директор не вникает в суть проблемы. В итоге учительница оказывается вынуждена навсегда уехать к себе домой на Кубань:
"Поеду к себе на Кубань, – сказала она, прощаясь..."

Спустя несколько месяцев добрая Лидия Михайловна присылает мальчику посылку с макаронами и яблоками. Так главный герой в свои 11 лет впервые видит настоящие яблоки.  


Это был цитатный образ и характеристика главного героя из рассказа "Уроки французского" Валентина Распутина: цитатный портрет, описание внешности и характера мальчика.

Смотрите: Все материалы по рассказу